Шанс на победу. Что надо знать о выборах в Новосибирске
Новосибирский политик Сергей Бойко за время своей мэрской кампании приобрёл почти федеральную известность. На его выдвижение работали волонтёры из нескольких регионов. Секретарь Новосибирского областного отделения ЛПР Вячеслав Анорин рассказывает о том, что происходит на городских выборах и как удалось мобилизовать людей.
«Дружище Локоть»
В 2014 году мэром Новосибирска был избран Анатолий Локоть — коммунист из КПРФ, которому удалось стать единым кандидатом от оппозиции и победить единоросса. «Умного голосования» тогда ещё не было, но сработало всё примерно так. Вскоре выяснилось, что Локоть скорее популист, чем человек дела; представители оппозиции, с которыми он договорился на выборах, довольно быстро ушли из его команды.
В 2018 Локоть хотел провернуть похожий трюк на губернаторских выборах, но этому воспротивился Кремль, приславший своего ставленника Травникова с ярлыком на княжение. Локтя срочно вызвали в Москву и всё там объяснили. Мэру показали кнут и пряник, и он пошёл на бесчестную сделку. Проще говоря, произошёл договорняк — Локоть не выдвинулся на область, губернатором стал единоросс Травников, в обмен на это ЕР сейчас поддерживает Локтя на мэрских выборах и не выставила против него своего кандидата (сдержала слово в кои-то веки).
Так Локоть стал двуединым кандидатом от ЕР и КПРФ, окончательно отвернувшись от оппозиции. Поддержал выборы в один тур, отмахнувшись от мнений экспертов, от публичных слушаний и от собственных убеждений. Стал давить оппозицию после митингов против пенсионной реформы. Локоть, что называется, встроился в систему.
Бойко Новосибирский
В такой вот ситуации Сергей Бойко и начал свою предвыборную кампанию в мэры.
Бойко — представитель IT-бизнеса, молодой и предприимчивый, очень талантливый организатор. В новосибирской политике он известен давно. В 2015 пытался избраться в областное Заксобрание — зарубили на подписях.
В 2017 в Новосибирске прошёл ряд митингов против повышения тарифов на ЖКХ. Это была самая массовая движуха за последние лет десять, сам Навальный приезжал поддержать. И повышение в итоге отменили — эта победу во многом обеспечили организаторские способности Бойко. Сейчас он возглавляет местный штаб Навального, который не закрылся после президентской кампании, а реально работает и объединяет множество людей.
Бойко и либертарианцы
Почему местное отделение ЛПР поддержало Бойко и активно участвует в его кампании? Не только за хорошую фамилию.
Программа у Сергея в целом, конечно, не либертарианская, но кое-какие моменты нас действительно заинтересовали. Мы пригласили его к себе — и, что интересно, он пришёл. Мы разложили его программу, что-то критиковали, с чем-то соглашались, закидали его вопросами.
Там есть вещи, которые либертарианца просто подкупают. Бойко предлагает оптимизировать работу мэрии за счёт сокращения раздутого чиновничьего аппарата — при этом отмечает то, что часто упускают из виду: аппарат раздут не только по кадрам, но и по функциям. Мало урезать должностные ставки — нужно лишить бюрократию лишних функций.
Если частная инициатива может что-то выполнить, зачем этим заниматься мэрии? Всё, что можно отдать на аутсорс, следует отдать на аутсорс. Бойко менеджер успешный, думаю, справится. Люстраций он, правда, проводить не обещал (мы спрашивали). Но научить и заставить чиновников среднего звена работать — это железно!
И вот ещё какой важный момент есть в его программе. Мэр не должен выступать на стороне власти. Независимо от партийной принадлежности и от того, на каком формальном уровне решаются вопросы, мэр должен представлять всех горожан, ходатайствовать за них, отстаивать их интересы перед любым ведомством, которое мешает людям жить.
Операция «Подписи»
Когда Бойко начал сбор подписей, официальные СМИ наперебой твердили: он ничего не соберёт, ему нужен скандал и локальная революция… В итоге Сергей оказался единственным кандидатом, который собрал нужное число подписей, а не выдвигался от партий.
Это была целая спецоперация! Мы понимали, с каким большим противодействием нам предстоит столкнуться, и трудились в поте лица. Каждая подпись фиксировалась на камеру, люди вживую показывали паспорт (в нашей стране!), говорили: вот моя подпись за Бойко — и так шесть тысяч раз. Мы проверяли корректность заполнения листов по всем мыслимым и немыслимым критериям. Подписи собирали в одном месте, хранили в другом, везли ночью под охраной, тщательно проверяли все помещения.
Когда подписные листы наконец сдали в избирком, честно сказать, следующие два-три дня я спал плохо — да и остальные, думаю, не лучше. Всё думал: что скажет избирком? что делать после отказа? Хорошо помню это чувство.
Избирком дрогнул. Не исключено, что помогли московские протесты — за это отдельное спасибо москвичам. Местная власть не пошла на открытый саботаж и пропустила Бойко.
Думаю, на успех кампании повлияли как организационные таланты Сергея, так и общее настроение людей. Протест против этой вшивой власти растёт, и чем дальше, тем легче мобилизовать людей на борьбу с беспределом. Лет пять назад так удачно точно бы не вышло, лет десять назад никто бы даже ничего не заметил. А сейчас люди поверили, что Бойко может победить. В его кампании участвовали люди со всей Сибири и не только. Омск, Кузбасс, Красноярск, Томск, Барнаул, Самара… Не только активисты штабов Навального — просто неравнодушные граждане, чаще молодые, кому всё происходящее уже поперёк горла.
Берут числом
Но трудности на этом не закончились. Единства в рядах новосибирской оппозиции нет. У нас на выборах 16 человек, демократическое раздолье, кандидаты от любых партий. Если верить плакатам, есть аж трое «независимых кандидатов от объединённой оппозиции» — Бойко и двое неизвестных. То есть реально совсем никому не известных до этого. Спойлеры, короче.
После выдвижения Бойко началась непонятная история с Натальей Пинус. Наталья — действующий депутат горсовета, одна из лидеров оппозиции. Она до последнего момента не выдвигалась, поддерживала Бойко. Но вдруг появились таинственные спонсоры, выдвижение от некой партии (РОНС, если это что-то кому-то говорит), агрессивная рекламная кампания. И вот она уже на третьем месте рейтинга. Если раньше Пинус поддерживала идею единого кандидата от оппозиции, то теперь наотрез отказывается это обсуждать, если только не о ней самой речь. Всё это, конечно, не может не вызывать вопросы.
Накануне битвы
На сегодняшний день как по официальным источникам, так и по нашей социологии выстраивается следующая картина.
Рейтинг Локтя — около 30%. Антирейтинг шкалит под 50%. Не зря он теперь выступает за выборы в один тур: второй его сносит при любом раскладе. Локоть вдобавок жульничает просто во всём. ФБК недавно делал расследование, как за бюджетные деньги издаются массовые тиражи локтевских «непредвыборных» газет — но и это не помогает. В ходе своей кампании он приобрёл узнаваемость (как бы это смешно ни звучало для действующего мэра), но потерял в популярности; есть такое ощущение.
Рейтинги Бойко и Пинус достигают примерно 15% и до 12% соответственно. Наталью активно продвигают, а программа её схожа с бойковской, в итоге борьба идёт за одного и того же избирателя.
Шанс на победу невысок, но он реально есть. Многие люди ещё не определились. Власть это тоже понимает, а потому скорее всего будет сушить явку и может пойти на рисование процентов. Чтобы этому противодействовать, мы сейчас выдвигаем достаточно много наблюдателей и всеми мерами мобилизуем наш электорат.
По-моему, всё будет зависеть от активности голосования. Если народ придет на выборы — вот тогда у нас есть серьезные шансы победить. В кои-то веки всё зависит от горожан.
Подготовил
Сергей Карнавский