История одного ареста
31-го января член ЛПР Мнацаканян Самвел оказался одним из первых, кого скрывающий своё лицо под балаклавой человек грубо вытащил из толпы и затолкал в автозак. Предположительно это был сотрудник полиции — однако мы не можем этого утверждать, ведь подобное задержание нарушает половину статей Федерального закона «О полиции», в т.ч. 5 статью ч. 3 и 4, которые гласят:
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Неизвестные люди доставили Самвела в ОВД, однако в течение следующих 3-х часов не предъявили ни ему, ни другим задержанным никаких обвинений, сославшись на то, что «по этой статье могут держать их до 48 часов». Как сотрудникам ОВД удалось «на глаз» определить, «арестная» ли часть статьи 20.2 КоАП грозит протестующим (согласно 3 части статьи 27.5 КоАП, только в случае угрозы ареста задержанного по административному правонарушению могут удерживать долее 3-х часов) — остаётся неизвестным.
Тогда в ОВД-инфо ещё были свободные адвокаты (к вечеру их стало не хватать, ведь силовики буквально хватали всех, кого видели), и один из них приехал к Самвелу и другим задержанным — но пустили его не к его подзащитным, а в отдельную комнату для допросов. О чём и кто с ним разговаривал — остаётся неизвестным. Статья 25.5 КоАП РФ «Защитник и представитель» также не даёт никаких разъяснений, на основании чего может проводиться подобный разговор с правозащитником.
Задержанным же тем временем угрожали проведением допроса по «уголовной статье» — не упоминая, тем не менее, ни что это за статья, ни как с ней связаны протестующие, и не давая получить помощь закрытого в другом помещении адвоката, что нарушает ч.5 статьи 189 УПК РФ.
Задержанных оставили на ночь в ОВД Фили Давыдково.
На следующий день их привезли в Дорогомиловский суд, где в сроки, явно не способствующие объективному и беспристрастному рассмотрению дел задержанных (15 минут на человека), всем им присудили арест от 6 до 10 суток по статье 20.2 ч. 6.1 КоАП.
Сейчас Самвел и задержанные вместе с ним протестующие находятся в спецприёмнике. Надеяться, что эти 6 суток права Самвела будут соблюдаться — увы, не приходится.