Чего греха таить, власть в Подмосковье — это бандиты. Перед теми из них, кто пережил 90-е, встал экзистенциальный выбор: либо исчезнуть как явление, либо занять иную нишу. Кто был поумнее и исчезать не захотел — те переоформились застройщиками и засели во власти районов на долгие бессменные годы. С ними ничего не могли поделать ни Тяжлов, ни Громов, а вот нынешнему губернатору Андрею Воробьёву удалось повывести эту публику — районы и поселения резались и склеивались, сокращались и укрупнялись, главный муниципальный доход (налог на землю и недвижимость) уходил из поселений в райцентр и перераспределялся оттуда. В итоге крупный стационарный бандит передавил мелких и выстроил-таки вертикаль областной власти. Попутной жертвой процесса стали активисты и независимые кандидаты, чьи шансы на избрание заметно уменьшились.

Об этом и многом другом рассказал 20 июля в Самаре Андрей Шальнев — экс-председатель Либертарианской партии России, муниципальный депутат подмосковного Пушкино, кандидат на выборах в Госдуму в 2016 году. Выступление Андрея было организовано Самарским региональным отделением ЛПР. В зале собрались либертарианцы из шести регионов (Самара, Саратов, Москва, Подмосковье, Татарстан и Ямал), представители местного штаба Навального и «Новой Позиции», кандидат в депутаты Самарской губернской думы Дмитрий Татаринов.

Андрей избирался депутатом Пушкино в 2014 году, баллотировался в Госдуму в составе Демократической коалиции. На встрече в Самаре он рассказал об особенностях муниципальных избирательных кампаний в России. Главная проблема обычно в том, что сами избиратели слабо представляют себе, кто такой муниципальный депутат и чем он занимается. Федеральных политиков из телевизора знают лучше, чем тех, кто непосредственно ближе к городской повестке. Поэтому перед кандидатом стоит задача быстро объяснить, куда он избирается, и завоевать доверие людей. Чтобы получить голос конкретного избирателя, нужно провести с ним не менее трёх контактов (от визитки или листовки до встречи с кандидатом во дворе дома). Никогда не следует врать — люди поймут фальшь, легко запутаться, а лишних голосов это не принесёт всё равно. Важно уметь понять, когда избиратель не твой, и прекратить разговор без потери времени — да, долгий разговор может переубедить человека, но то же самое время куда лучше потратить на обход нескольких избирателей, которые уже практически готовы встать на твою сторону.

Кандидату обязательно нужна команда, штаб и верстальщики агитации, и в любом случае в кампанию нужно вкладываться — либо личным временем и силами, либо деньгами. Личная узнаваемость важна (на кампании в Госдуму лучший результат у Шальнева был не там, где собрали больше всего наказов, а в Пушкино, где за пару лет до этого шла кампания и Андрея просто хорошо знают), но одной узнаваемости мало для победы. Нужно показать электорату, что именно ты являешься оппозиционной альтернативой «Единой России» — это далеко не всегда очевидно избирателю, без усилий кандидата сам по себе протестный электорат перетекает разве что исключительно к КПРФ.

Специфика подмосковного избирателя в том, что на самом деле он чаще всего москвич. Московская область это спальный район столицы, и даже когда житель области решает включиться в политику и выйти отстаивать свои права, он будет делать это в Москве. Исключением стал Волоколамск и мусорный протест, когда по сути в «спальный район» привезли и свалили под окна мусор — возникла проблема, решать которую пришлось именно в области. Ещё одна особенность Подмосковья — до последнего времени у него не было ни официальной, ни неформальной столицы, то есть не было позиции, с которой политик мог перейти из муниципальной политики на региональный уровень. В последнее время роль административного центра области де-факто выполняет Красногорск.

Когда выборы проходят, их результаты резко теряют в цене. Обычно избирателю кажется, что это депутат, получив должность, окончательно оторвался от народа, но на самом деле в первую очередь у самого избирателя падает интерес к избранному политику. В итоге депутату приходится самому продумывать повестку действий — он, может быть, и рад решать проблемы людей на приёме, но на приём после выборов мало кто ходит. Так что политика сводится к «искусству возможного». Андрей привёл в пример кейс со сносом частной застройки. Муниципальный депутат, строго говоря, не имеет вообще никаких полномочий, чтобы остановить снос, это вопрос областного уровня. Но Шальнев вместе с юристами подготовил типовое обращение, которое горожане могли подписать и отправить по инстанциям, уговорил коллег-депутатов выступить с коллективным письмом, привлёк внимание к проблеме и тем самым сделал снос политически невозможным. Это не значит, что депутат каким-то образом управляет людьми, и можно надавить на него или подкупить, чтобы поменять курс. Но депутат может помочь людям выразить их мнение таким образом, чтобы оно дошло до правительственных кабинетов и достигло результата.

Вторая часть выступления Андрея и большинство вопросов из зала были посвящены управлению домами и разбору конкретных задач, которые возникают на этом пути. Взять совет дома в свои руки — первый и главный шаг на пути к тому, чтобы добиться результата на локальном уровне. Управляющие компании до сих пор ещё воспринимаются как уполномоченные сверху советские ЖЭКи, в то время как они (чаще всего с прежней вывеской и репутацией) давно поменяли своё содержание и превратились в провайдеров жилищно-коммунальных услуг. А провайдеров можно и нужно менять и выбирать — как мы выбираем мобильного оператора или заходим после работы в «Пятёрочку» вместо «Магнита» (и наоборот). Это и экономически целесообразно, и позволяет людям на деле ощутить себя хозяевами своей собственности. Но, к сожалению, тут часто включается выученная беспомощность, а когда общее собрание нужно самой УК, она легко найдёт в доме двух-трёх должников или выпивох, которые подпишут что угодно. Андрей Шальнев рассказал о том, какую роль играет совет дома, жилинспекция и другие инстанции, посоветовал пользоваться порталами reformagkh.ru и dom.gosuslugi.ru, где вы можете обнаружить много интересного о собственном доме (например, когда и о чём у вас были «общие» собрания).

— Как организаторы мероприятия мы очень довольны, — говорит секретарь Самарского отделения ЛПР Борис Федюкин. — В 2020 году в Самаре должны пройти муниципальные выборы, и мы постараемся провести этот год в подготовке к ним. Скоро определятся члены отделения, желающие участвовать в выборной кампании, мы обеспечим их поддержкой и ресурсами партии.

Выступление Шальнева в Самаре стало важной площадкой для общения и обмена опытом для либертарианцев из разных регионов. Кто не побывал — тот многое пропустил. Следите за новостями и посещайте либертарианские мероприятия, когда они будут проходить недалеко от вас, это интересно и увлекательно!