Пора похоронить сталинизм | Александр Шарков
Радует, что сталинистов у меня в друзьях нет или они себя хотя бы не проявили. Хочу пояснить, почему считаю эту тему важной.
5 марта, в день смерти Иосифа Виссарионовича, в «городе бесов» Екатеринбурге прошёл праздник, приуроченный к официальному дню смерти Сталина — праздник национального освобождения. Конечно же, никакого освобождения народ не получил ни тогда, в 53-м, ни в 91-м, ни по сей день. Это только твёрдые шаги на пути к свободе, которые к тому же постоянно отыгрывались назад реакционерами сверху. В итоге мы получили два номенклатурных переворота: пропагандистский (на XX съезде КПСС) и политический (в 1991 году). Свободу не дают винтики репрессивного механизма — свободу, как известно, берут на площадях.
Почему мы не обретём свободу, если не похороним хладный труп «отца народов» в своей голове? Может, если размалевать портрет красного тирана другими красками и сделать его национальным героем, идеалом борьбы с зажравшейся буржуазией, аскетом, мудрым, суровым, но справедливым правителем — мы тут же окажемся в Прекрасной России Будущего? Сдаётся мне, что нет. Иначе наша пропаганда не расчёсывала бы усы на разлагающемся теле, доставая Сталина из гроба каждый раз, когда нужно закручивать гайки. Как бы ни заставляли людей поверить людей в образ «честного царя», Джугашвили будет ассоциироваться с партократами-карьеристами, лояльностью которых он заручился при смещении первого ленинского совнаркома с постов, с кирпичным и просторным жильём для номенклатуры — и деревянными бараками для рабочих, со смертями детей кулаков, с переселением народов. С тем, что если у вас есть благие цели, то какая разница, сколько крови вы прольёте: цель оправдывает средства.
Левые «товарищи», для которых эта идея является основой прекрасной утопии, будут напирать на индустриализацию (которая в Азии внезапно прошла интенсивнее, эффективнее и без морей крови), на раздачу земли крестьянам (по факту — на возобновление крепостного права, с председателем вместо барина и с запретом на выезд), на хорошую бесплатную медицину и образование (высшее образование при Сталине было, к слову, платным, а стоимость всех услуг многократно покрывалась налогами), на победу в войне с Гитлером (27 млн погибших против 7 млн у Германии), которую Сталин и развязал (см. пакт Молотова-Риббентропа).
Тут могут последовать два гениальных возражения: раздел Чехословакии и мирные договоры Гитлера с рядом европейских стран. Но вспомните, сколько людей погибло при разделе Чехословакии и сколько стран в договорах включили пункт о нападении на другую страну, а ещё заключили договор после «хрустальной ночи». И сколько атакующих орудий было стянуто к границам Германии и потеряно в первые месяцы войны.
Если вы не согласны и считаете это достижениями — пожалуйста. Только не забывайте о цене. 700 000 людей только расстрелянными, только при Сталине, и это по самым низким оценкам историков. Естественно, пострадали миллионы. Если включить сюда погибших во время Второй мировой — десятки миллионов.
Сталина нужно похоронить раз и навсегда, как и то, что он олицетворяет собой не только физически, но и в человеческом сознании. Цель не может оправдывать средства.