38 конституций на сундук мертвеца или как в России приняли Конституцию
Конституция. О ней мечтали многие мыслящие люди в самодержавной России — декабристы, Александр Герцен и другие. Думали об этом и некоторые российские императоры, но не решались на эту «модную, заграничную штучку». И даже Манифест 17 октября 1905 года Николая Второго хотя и сделал шаг вперёд, но не слишком далеко.
И когда 5-ый Всероссийский Съезд Советов в 1918 году принял Конституцию РСФСР, могло показаться, что наконец-то чудо свершилось.
Однако, как мы видим сейчас, основной закон российского советского социалистического государства, стоял на антиправовом фундаменте. Основной задачей большевистского документа ставилось — установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства и беспощадное подавление эксплуататоров, то есть репрессии. Декретировалось вооружение трудящихся и образование Красной армии, то есть официально развязывалась гражданская война.
В интересах рабочего класса отдельные лица и группы лишались избирательного права. Финансовая политика не останавливалась перед вторжением в право частной собственности.
Конституция основывалась на утвержденной 3-им Съездом Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конечно, до принятия Всеобщей декларации прав человека было еще далеко, еще не закончилась Первая Мировая война, а впереди была Вторая. Но со времен Античности в философии и юриспруденции существовала доктрина естественного права, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта рождения человеком. Не конкретно — трудящимся и эксплуатируемым или знатным и богатым, а просто — человеком.
В противовес существовала доктрина правового позитивизма, которая признавала только нормы формализованные государством, действующие в конкретную эпоху конкретного общества. То есть, то, что государство объявило законом и правами и есть закон и права. Невзирая на то насколько это справедливо.
Естественное же право предполагает наличие у человека, индивида высших, постоянно действующих прав, олицетворяющих разум и справедливость. И для законодателей государства естественное право должно быть ориентиром, к которому нужно стремиться. Отсюда вытекает и право народа на восстание, в случае если естественные права в государстве попираются.
Об этом помнили, например, во Франции в 1789 году принимая Декларацию прав человека и гражданина. Хотя и случилось это во время Великой Французской революции, известной своим кровавым террором. Большевики взяли Французскую революцию за образцовый пример, но естественных прав человека в Конституцию прописывать все же не стали. Права РСФСР выдала только трудящимся и эксплуатируемым, придерживаясь, скорее, доктрины правового позитивизма. Была ли это месть? Вероятно, да, ведь это аналогичным образом естественное человеческое чувство.
Декларация прав человека и гражданина времен Французской революции до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Аналогично и Конституция РСФСР 1918 года закладывалась в преамбулу каждой последующей советской Конституции. Мы будем говорить про Конституции СССР, хотя существовал и высший закон РСФСР и других республик, но они были фактической копией.
Конституция СССР 1924 года, кстати, узаконила «братский» союз, возникший по результатам кровопролитной гражданской войны. Сталинский основной закон 1936 года, между прочим, провозглашал всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Правда, в следующем году, как бы случайно, в стране был проведен большой террор, продолживший уничтожение тысяч избирателей на качественно новом уровне. Да и кандидат в бюллетени был всего один, но зато от нерушимого блока коммунистов и беспартийных.
Кроме того, в 1940 году в сталинскую Конституцию задним числом вписали аннексированные страны Балтии, будто бы они и были там с самого начала. Еще в основном законе Сталина появилось внеюридическое понятие — «враг народа», ими объявлялись лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность.
Формально этими лицами должны были бы быть простые воры, но если понимать под социалистической собственностью, само социалистическое государство, главное достижение коммунистической партии большевиков, то все становится на свои места. И понятно, что у врагов не может быть никаких прав.
Социалистическая собственность объявлялась — священной, неприкосновенной основой советского строя, источником богатства и могущества Родины, а также зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.
Все это Конституции — СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. переоценивать не стали, а наоборот — сохранили преемственность.
В годы перестройки, как известно, в Конституции были внесены важные поправки — учреждался Съезд народных депутатов, как высший орган власти. Это было отсылкой к ленинским началам, когда высшим органом власти являлся Съезд Советов. И к изначальному большевистскому лозунгу «Вся власть Советам», хотя про принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, большевики, конечно, слышали, но отвергали, как буржуазный. К кризису советской системы и попытки ее перестройки в середине 1980-ых годов советские люди именно с этой конституцией, которая имела обширную фантастически-юмористическую (с сегодняшней точки зрения) преамбулу, в которой говорилось о сохранении идей и принципов Конституций 1918, 1924 и 1936 гг.
В 1990 году поправки отменили однопартийную систему и руководящую роль КПСС, утвердили пост президента СССР и ввели институт частной собственности. Вместе с тем сохранялся институт полновластия Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета. Верховный Совет был полномочен решать любые вопросы, хотя наряду с ним уже был введен и пост президента, которому тоже хотелось решать все вопросы. Президент в то время был главой — исполнительной власти.
Как еще многие помнят, вначале 90-ых годов произошел кризис всей советско-правовой системы, вызвавший вакуум власти. По воспоминаниям очевидцев, конституционный процесс носил конвульсивный характер. Так, в период с июня 1990 по март 1993 года народные депутаты внесли свыше 350 изменений и дополнений в действующую Конституцию РСФСР 1978 года.
«Такой конституционной чехарды мировая история ранее не знала», — писал ученый-правовед Владимир Кабышев.
Таким образом, Россия пришла к политическому кризису октября 1993 года, закончившемуся кровопролитием. «Парламентарии» оставались приверженцами Конституции РСФСР 1978 года, которая и давала им полномочия. Почему мы пишем «парламентарии» в кавычках? Потому что советская система власти не предусматривала высшего представительного и законодательного органа государства с наличием системы разделения властей. Депутаты ВС РФ на прямых выборах не избирались, да и на конкурентных — далеко не все. ВС собирался только на сессии, между которым правил Президиум из 40 человек, что в советской теории государства и права называлось — «коллективный президент». А в государстве тем временем был уже вполне «индивидуальный» президент.
Застряли в социализме
Автор этих строк в 1993 году находился в подростковом возрасте, но я помню, что даже меня удивляло наличие Советов, когда, казалось бы, советское государство уже должно было кончиться. Политический кризис 1992-1993 гг., вылившийся в кровопролитие, произошел, в том числе, по линии разработки проекта новой Конституции — остро стоял вопрос распределения власти между президентом и парламентом. Очевидно, что страна остро нуждалась в новой правовой рамке, которая опередила бы новую систему власти, и многие это понимали.
При этом, думаю, что в обществе все же не было консенсуса направленного хотя бы на ожидание принятия этого столь важного документа. Существенная часть граждан все еще жила понятиями советских конституций — советами и социализмом, и тут сказалось, конечно же, формальное, без дискуссий, исключение этих важных для людей понятий, в том числе и из названия государства.
Первые слова о необходимости принятия новой Конституции прозвучали еще в июне 1990 года на 1-ом Съезде народных депутатов РСФСР, который образовал Конституционную комиссию во главе с Борисом Ельциным, который тогда сам был председателем ВС РСФСР.
Правда, Ельцин от нее почти сразу отмежевался, позже создав свое Конституционное совещание, которое в итоге и подготовило действующую в настоящее время Конституцию, в соответствии с которой президент не относится ни к одной из ветвей власти, а является главой государства и гарантом конституции. А фактически своей собственной ветвью власти, ставшей в итоге авторитарной.
Официальных проектов Конституции к 1993 году появилось девять, но на самом деле их было ещё больше. Властями был объявлен конкурс на лучший проект, оценить который должна была рабочая группа из депутатов и экспертов. На конкурс представили 38 (тридцать восемь!) различных проектов. Победил впоследствии названный «саратовским», так как был создан на кафедре государственного права Саратовского юридического института им. Д.И. Курского — первого советского генерального прокурора, народного комиссара юстиции РСФСР, создателя советской юстиции «революционной необходимости». Проект победил, заняв лишь второе место, потому что первое и последующие не присуждались.
До этого, ещё в декабре 1992 года на 7-ом Съезде народных депутатов Ельцин подверг критике проект Конституционной комиссии за его «социалистический характер» и также за концепцию «сильный президент — сильный парламент». Депутаты и президент пришли к компромиссу, договорившись весной 1993 года провести референдум по основным положениям проекта. Но как мы знаем, кризис лишь нарастал, дойдя до своей кульминации 3-4 октября 1993-го, референдум не состоялся.
Что касается всенародного голосования 12 декабря 1993 года, то формулировка «референдум» сознательно исключалась президентом, так как у него не было полномочий объявлять данную процедуру. Ельцин в очередной раз действовал с помощью указов, коим и объявил «всенародное голосование». Отличительной чертой голосования от референдума стало то, что на последнем для принятия решения требовалось 50+% от числа всех избирателей страны, а на первом — 50+% от числа пришедших на выборы.
Я же предлагаю всё же рассмотреть проект Конституции, сторонники которого были расстреляны из БМП и танков чёрным октябрём 93-го.
Право на сопротивление
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» — смысл преамбулы проекта Комиссии в целом ровно такой же, как и в действующем основном законе, хотя слова во многом переставлены.
В статье 1 проекта помимо знакомых нам слов о том, что Россия — демократическое, федеративное, правовое государство — отдельно подчеркивалось, что еще и суверенное и социальное.
Пункт 4 статьи 1 проекта Комиссии звучит так: «государства, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином». Вероятно, здесь хотелось дистанцироваться от сегрегатной Конституции 1918 года, подчеркнуть, что у нас нет «лишенцев», то есть людей лишаемых прав. В современном тексте Конституции этого пункта нет.
В обоих документах есть пункт про то, что никто в государстве не может присваивать власть, но в проекте Комиссии подчеркивалось, что узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением. Также подчеркивалось, что «никакое отдельное лицо» не может присваивать власть. Кроме того, был пункт о том, что граждане имеют право оказывать сопротивление любой попытке насильственного устранения или изменения существующего конституционного строя.
Каждая статья проекта имеет свое название. Статья 2 называется — «Человек, его права и свободы – высшая ценность». В современной статье 2 Основ Конституционного строя об этом сказано коротко, а в проекте расписано подробно. Не просто человек с правами и свободами, а его «жизнь и здоровье, личная неприкосновенность и безопасность, честь и достоинство — являются высшей ценностью». Слово «достоинство» оставлено в современной статье 21, говорящей о том, что достоинство личности охраняется государством.
Статья 9 проекта Комиссии называется «Многообразие форм экономической деятельности». В пункте 1 говорится о том, что основой экономики является — социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.
Приведем и нижеследующие пункты: Регулирование государством хозяйственной жизни осуществляется в интересах человека и общества. Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Далее идет Раздел 2 «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина». Сказано, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, не умоляет других прав и свобод и может быть расширен законом. Так же, как и в действующем основном законе, сказано, что осуществление человеком прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц, но добавлено — наносить ущерб общественному благу и окружающей среде.
В современной Конституции глава о правах и свободах имеет 48 статей, которые никак не сгруппированы. В проекте Комиссии Раздел 2 имеет 6 глав, которые группируют права по видам: гражданские и политические; экономические, социальные и культурные. Далее главы о гарантиях прав и свобод и об обязанностях.
Большинство прав и свобод, предусмотренных проектом, совпадают с действующей Конституцией. В соответствии с проектом, республики РФ могли устанавливать свое гражданство, параллельное российскому. Право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления проект предоставлял не только иностранным гражданам, постоянно проживающим на соответствующей территории, но и лицам без гражданства.
Никаких неизвестных нам обязанностей проект не предусматривал, все они есть и в действующей Конституции, за несколькими исключениями. Среди обязанностей проекта отсутствует обязанность заботы о детях и воспитания детей родителями, а также обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях. Но это, потому что в проекте есть отдельная глава о Семье, где все это сказано. В ней также есть интересные моменты, например — «труд по воспитанию детей приравнивается к любому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения». Или — «ребенок имеет право на выражение своего мнения, право на свободу мысли и совести».
О собственности
Право собственности проект трактовал как необходимое условие осуществления прав и свобод. В то же время уточнялось, что «собственность — обязывает. Использование права собственности не должно противоречить общественному благу». В главе «Гарантии прав и свобод» сказано, что в целях оказания юридической помощи действуют независимые коллегии адвокатов и иные добровольные объединения юристов, а также отдельные лица, имеющие права на адвокатскую деятельность. В современное время адвокат не может не состоять в коллегии адвокатов.
Стоит отметить, что в проекте четко не прописывалось отношение к земле, как объекту собственности. Современная статья 9 Конституции говорит о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Уточняется, что земля и ресурсы используются и охраняются, как основа жизни и деятельности народов.
Проект Комиссии говорил, что земля, недра, воды, воздух, животный и растительный мир, другие природные объекты являются достоянием народов и не могут быть использованы в ущерб их интересам. И далее – «сосредоточение земли в руках одного собственника сверх установленного законом предела не допускается»:
«Осуществление прав на землю должно исключать нанесение ущерба ее плодородию и окружающей среде, неиспользование сельхозугодий или их использование не по назначению».
«Изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель запрещается, исключения определяются законом».
Из текста следует, что частная собственность на землю разрешена, но прямо об этом не сказано. Полагаем, что право частной собственности на землю вызывало отторжение части народных депутатов.
Советы и Президенты
Раздел 5 посвящен системе государственной власти, основам местного самоуправления. Итак: единственным представительным и законодательным органом является Верховный Совет РФ — федеральный парламент. ВС состоит из двух палат — Государственной Думы и Федерального Собрания. Порядок выборов устанавливается федеральным законом, срок полномочий депутатов составлял 4 года.
Сейчас у нас действует Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Госдумы. Но в принципе не важно, что и как называется, важно то, что система в целом одинаковая. Сейчас в Думе 450 депутатов, столько же предполагал и проект.
В Совет Федерации приходят по два представителя от каждого региона, но проект предполагал избрание депутатов в Федеральное собрание по два депутата от каждой республики, края, области, автономной области, а также по одному депутату от каждого автономного округа. Сейчас же в Совете Федерации мы имеем двух не избираемых на прямых выборах представителей от субъектов — одного от исполнительного органа власти, то есть от чиновников и одного от представительного органа, депутата.
Кроме того, своих представителей назначает и президент, не более 10% от общего числа сенаторов. Надо сказать, что к такому положению пришли не сразу, а после нескольких этапов реформ формирования Совета.
Теперь о президенте. По проекту Комиссии он — глава исполнительной власти, а также представляет РФ во внутренних и внешних отношениях. Президентом мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет. Ельцину осенью 1993 года было 62 года, а летом 1996 года как раз исполнилось бы 65. Избирался президент на 5 лет и не более 2 раз. Совместно с президентом избирался еще и вице-президент.
Президент назначал председателя и членов Правительства — с согласия Верховного Совета. Президент был бы не вправе приостанавливать или прекращать деятельность ВС. А вот сам он мог бы быть отрешен от должности в случае умышленного тяжкого нарушения им Конституции. Инициатива отрешения принадлежала депутатам Госдумы, в количестве не менее 1/3. Конституционный суд устанавливал бы наличие оснований для отрешения, а решение принимало бы Федеральное Собрание большинством голосов не менее 2/3 состава.
Всем избранным в 1990 году народным депутатам и членам ВС РСФСР проект давал доработать до конца полномочий, то есть до 1995 года. Давали доработать и президенту Ельцину, избранному в 1991 году на 5 лет. Все, кто стоял в очереди на бесплатную квартиру на момент принятия Конституции сохраняли это право на прежних основаниях.
В завершении мы хотим сказать, вероятно, о самом важном моменте. Перестройка вынесла на поверхность необходимость того, чего у советской власти никогда не было — принцип разделения властей. И проект Конституции Комиссии соответствовал этому принципу, отнеся Президента страны к исполнительной власти.
Исполнительная власть — Правительство, чиновники, профессионалы в решении, организации самых различных вопросов жизни людей. Те, кого называли министрами-капиталистами. Они должны быть, и у них должен быть начальник, руководитель. И он есть — первый министр, премьер.
И мы вправе спросить и себя и тех, кто работал над проектом и тех, кто будет в будущем разрабатывать новую Конституцию — зачем чиновникам два начальника? Может лучше вообще отказаться от этой слишком уж высокой должности?
* мнение автора может не совпадать с позицией партии