Верховный суд против тарифов Трампа
После долгих враждебных прений, Трамп терпит крах перед Верховным судом США — кажется, тарифы отменяют. Нападки на свободу торговли угрожающая черта современной Америки. Я предлагаю избыточный разбор ситуации, как Трамп юридически обосновал протекционизм, откуда растут корни этой проблемы, и небольшую историческую справку о росте президентских полномочий в этой сфере.
Если США была страной с laissez-faire, откуда у президента появились такие полномочия?
Тарифы Трампа основаны на IEEPA, законе о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 года, но до них практика президентских регуляций существовала уже 100 лет.
В классическом институциональном дизайне США только Конгресс мог принимать решения об экономическом регулировании. Этот фундаментальный принцип звучит как «Нет налогам без представительства» (No taxation without representation), но ситуация изменилась в XX-м веке.
Первым камнем в санкционной политике США стал TWEA — «Закон о торговле с врагом» 1917 года, принятый в день объявления Соединёнными Штатами войны Германии. Закон использовался для морских блокад и конфискации имущества подданых Германии в США. Также был создан Офис Управления Имуществом Иностранцев, его действие распространялось и на интеллектуальную собственность в том числе. Так, компания Байер лишилась патента на аспирин и выкупит его обратно только через 70 лет. По окончании войны собственность не вернулась немцам обратно, часть активов оказалась у офиса ещё на 10 лет, а на их продаже обогатились чиновники, небольшую часть которых позже судили. TWEA (с поправками), как и офис, существуют до сих пор. Со слов современников, Вудро Вильсон создал самый большой траст на планете.
Следующий шаг — Конгресс дал возможность вводить санкции в мирное время.
Чтобы ликвидировать последствия некомпетентной государственной монетарной политики, во время Великой депрессии Конгрессом был принят Чрезвычайный Закон о Банках (The Emergency Banking Relief Act (EBA) , 1933), поправка к TWEA, которая разрешала Федеральной резервной системе (Центробанку США) выпускать дополнительную валюту без обеспечения золотом, вводить банковские каникулы. Либертарианцам закон известен тем, что в конечном итоге стал запретом на владение монетарным золотом (в виде монет и слитков) для американцев. Золото было конфисковано и всё ещё находится у государства. Закон, написанный при предыдущей администрации, был принят впопыхах в первые 100 дней работы Рузвельта на панике от биржевого краха. Юридически Президент объявляет чрезвычайную ситуацию, но теперь чрезвычайной может быть ситуация не только в военное время. EBA помог стабилизировать банковскую систему, поэтому был принят обществом.
Во время Холодной войны санкционная политика стала привычным делом. Ближе к 70-м Конгрессу не понравилось что для введений санкций всех видов президенты часто используют TWEA, поэтому он запретил это делать, приняв «закон о чрезвычайных ситуациях» (The National Emergencies Act, NEA, 1976). К этому моменту было введено так много чрезвычайных ситуаций, что Конгрессу с помощью NEA по сути понадобилось отменить их все, и упорядочить полномочия Президента. В соответствии с NEA, в США может быть введено 136 видов чрезвычайного положения (по количеству полномочий). Около 30-ти из них всё ещё действуют. Легальная экспансия такова, что в нынешнее время североамериканцы постоянно живут в этом состоянии.
Помимо этого, независимо от Конгресса Президент получил возможность вводить санкции в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН (это условие членства в организации), а также достаточно широкие полномочия на контроль за экспортом (The Export Administration Act, 1979). Но наш главный герой — IEEPA, «Закон об экономических полномочиях в случае международной чрезвычайной ситуации» (The International Emergency Economic Powers Act, 1977), закон, используемый Трампом. По нему полномочия Президента по введению санкций легитимны на основании «чрезвычайного положения в случае "необычной и чрезвычайной угрозы"». По сути, IEEPA не менялся с 70-х, но менялась практика применения чрезвычайных ситуаций.
После 11 сентября 2001 года трактовка ЧС сильно расширилась. До этого введение санкций в связи с террористическими атаками получало отказ Конгресса. Режим чрезвычайной ситуации, объявленный Бушем-младшим, продлевается до сих пор.
О чём IEEPA?
В записках перед Верховным судом, Трамп настаивает на том, что тарифы являются необходимыми мерами «из-за триллионов долларов, выплачиваемых странами, которые так жестоко обращались» с США. За прошедший год администрация Трампа неоднократно превозносила тарифы как источник дохода, несмотря на критику даже экономистов-республиканцев.
Однако, с точки зрения Председателя Верховного суда Джона Робертса, Президент не может облагать «любой продукт из любой страны в любом количестве в течение любого периода времени». Робертс один из трёх судей, назначенных демократами, остальные шесть — республиканцами. Многие оценивают происходящее как конституционный кризис. И на это есть причины.
(а) Любые полномочия, предоставленные Президенту в соответствии со статьей 1702 настоящего раздела, могут быть использованы для борьбы с любой необычной и чрезвычайной угрозой, источник которой полностью или по большей части находится за пределами Соединённых Штатов, для национальной безопасности, внешней политики или экономики Соединённых Штатов, если Президент объявит чрезвычайное положение в стране в связи с такой угрозой.
Стоит отметить что IEEPA регулярно использовался Трампом по другим вопросам. Так, с помощью IEEPA Трамп хотел построить мексиканскую стену, необычной и чрезвычайной угрозой за пределами США был назван ТикТок. Байден так же использовал IEEPA для экономического регулирования.
(b) Полномочия, предоставленные Президенту в соответствии со статьей 1702 настоящего раздела, могут осуществляться только для устранения необычной и чрезвычайной угрозы, в отношении которой объявлено чрезвычайное положение в стране для целей настоящей главы, и не могут осуществляться для каких-либо других целей. Любое применение таких полномочий для устранения любой новой угрозы должно основываться на новом объявлении чрезвычайного положения в стране, которое должно быть принято в отношении такой угрозы.
По статье 1702 Президент получает почти неограниченный контроль над экономической деятельностью американцев. В случае вооружённых столкновений, конфисковывать имущество в том числе.
<...>в таких военных действиях или нападениях против Соединенных Штатов; и все права, правовой титул и проценты в любом конфискованном таким образом имуществе переходят, когда, как и на условиях, указанных Президентом<...>
Также закон даёт частичный иммунитет чиновникам, реализующим власть президента.
<...>Ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности в каком-либо суде за какие-либо действия или бездействие, сделанные или упущенные добросовестно в связи с администрированием или в соответствии с настоящей главой<...>
В законе прописаны исключения для почты, обменом информацией (включая коммерческий импорт и экспорт её носителей), гуманитарной помощи и трат, сопутствующих перемещению по стране. Также закон обязывает Президента США широко и подробно отчитываться перед Конгрессом почти о каждом шаге при его реализации.
Конституционный кризис
С самого начала правительство настаивало на том, что:
«Тарифы не являются налогом... Тот факт, что они повышают доходы [Правительства] является лишь случайным».
Три судьи, назначенные демократами, отвергли этот взгляд. Робертс напомнил Генеральному солиситору (солиситор представляет интересы исполнительной власти в суде), Джону Сауэру:
«Тарифы в конечном итоге приводят к обложению американцев налогами, что всегда было властью Конгресса».
Это доктрина major questions, с точки зрения которой административные вопросы, имеющие важное политическое или экономическое значения, не могут быть переданы Конгрессом органам исполнительной власти без достаточно четкого и недвусмысленного разрешения.
Также судьи поставили под сомнение «чрезвычайный» характер торгового дефицита, используемый администрацией в качестве обоснования тарифов. Судья Каган отметил склонность президентов выдумывать чрезвычайные ситуации:
«Недавно у нас были дела, связанные с чрезвычайными полномочиями Президента, и оказалось, что мы постоянно находимся в чрезвычайных ситуациях, связанных со всем, что касается…половины мира».
Судья Бретт Кавано высказался за Трампа, отметив, что Ричард Никсон ввёл всемирный тариф в соответствии с предыдущим статутом IEEPA в 1970-х годах, который содержал аналогичные формулировки в отношении регулирования импорта.
Принятие решения Верховным судом занимает около месяца. Исходя из сводок СМИ, среди судей не сформировалось большинства по вопросу.
Трактовка тарифов как налогов не новое явление в американском законодательстве, а существующий статус-кво на протяжении всей истории. Отец-основатель Джон Адамс назвал её «великим и основополагающим принципом британской Конституции, согласно которому ни один свободный человек не должен облагаться никаким налогом, на который он сам не дал своего согласия».
Наряду с общим отвращением к тарифам и налогам, колонистов также возмущали попытки парламента делегировать власть королю, поскольку разделение властей было не менее важным, чем представительство. Против тарифов выступают либертарианские Институт Голдуотера и Институт Катона.
Если произойдёт отмена, Суд подтвердит основное обещание Американской революции — нет налогам без представительства.