Выход нашей статьи должен был быть приурочен к первому сентября, но ситуация оказалась гораздо печальнее. Национальный мессенджер Макс насаждается повсеместно в школах и государственных учреждениях. Ряду нечистоплотных медийных лиц дали деньги, и они принялись с тройным усердием обманывать россиян на тему удобства звонков и стабильного интернета. Но, видимо, энтузиазма скачивать приложение всё никак не появлялось, и с 1 сентября Макс стал обязателен к предустановке на все телефоны, продающиеся в России. За нарушение требований о предустановке предусмотрен, на удивление, небольшой штраф: до 200 тысяч рублей для юридических лиц. Впрочем, закон о штрафах за отсутствие предустановленного ПО был принят ещё в 2020 году, поэтому возьмём на себя смелость спрогнозировать ужесточение штрафов в ближайший год, когда выяснится, что некоторые всё равно не готовы скачивать этот IT-продукт.

Видимо, правительство в этот раз взялось за нас серьёзно. Кроме пропагандистской кампании за прошедшие месяцы нас встретили блокировки звонков, запреты любимых приложений и криминализация рекламы ВПН. Это отчётливо даёт нам понять, что в нашей стране сегодня захлопывается информационный капкан. Никто больше не получит информацию из непроверенных источников, никто не услышит сведения, дискредитирующие ВС РФ. Поруганное «иноагентами» достоинство Отечества — в безопасности.

Теперь о самом мерзком:

Это государство всегда хотело добраться до ваших детей. Начиная с «Закона подлецов», вместилищем тёмного самодержавного гения должны были стать самые незащищённые и молодые члены нашего общества. Тем более что мы ежедневно отдаём их в руки государства с самых ранних лет: в детские сады, лагеря, секции, школы. Спустя полтора десятка лет «обучения» результат должен быть один — патриот своего отечества, устойчивый к «Голосу Америки», готовый с честью послужить для защиты Родины. Родина его не забудет.

По данным опроса ExtremeScan, 47 процентов россиян планируют избегать установки мессенджера, ещё 37 согласны сделать это. Но у детей, находящихся в руках директоров и учителей, можно ничего не спрашивать.

Самый распространённый приём: перенос учебных материалов, домашних заданий и чатов из классических, я бы сказал, ортодоксальных платформ в мессенджер, у которого есть круглосуточный доступ к камере телефона и местоположению вашего ребёнка, зато нет шифрования сообщений и защиты от злоумышленников даже на базовом уровне.

Помимо самых маленьких, шпионить и сливать данные можно у родителей учеников, не проявивших достаточно бдительности для жизни в России: родительские чаты и взаимодействие с учителями также планируют перенести в Макс. Официально это пилотная программа, работающая в шести регионах: Марий Эл, Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Тверской и Владимирской областях, а также Республике Татарстан. Но жителям остальных регионов РФ не следует расслабляться — мессенджер уже в добровольно-принудительном порядке используют и в других регионах страны.

Для удобства преступников (и в погонах, и без них) к сервису привяжут аккаунт в Госуслугах. Нововведение было приостановлено из-за заявлений самой же ФСБ о небезопасности мессенджера для хранения паспортных данных пользователей, но очень быстро глава Минцифры Максут Шадаев заявил о получении согласования со стороны спецслужб и полноценной интеграции Макс с Госуслугами. По желанию пользователя, разумеется. Без желания пользователя мессенджер собирает и отправляет на сервера VK совершенно безумные объёмы информации с телефона. Про камеру мы уже упомянули, но помимо прочего есть ещё и микрофоны, аккаунты в сторонних приложениях, снимки экранов... Проще перечислить то, что Макс не фиксирует.

После всего сказанного выше напрашивается вывод, как в истории с видеохостингом от VK, о том, что подобная разработка будет воспринята людьми исключительно в штыки и никогда не окажется на телефонах россиян в хоть сколько-нибудь массовом количестве. И здесь можно сказать, что нам повезло с задержкой этой публикации: по заявлениям разработчиков, Мах к сентябрю 25-го года скачали уже более 30 миллионов человек. А значит, за 30 миллионами наших сограждан уже шпионят, слушают и фиксируют любое их действие в интернете. Немыслимо.

Удалось ли заболтать гнев и возмущение граждан из-за блокировок вперемешку с агрессивной рекламой, или же это уставшие, находящиеся в непрекращающейся апатии люди без боя дали доступ к самому сокровенному, потому что приватность для них уже давно не является ценностью? Какие перспективы ожидают нас через год использования мессенджера Мах? Отметим, что власти открытым текстом заявляют, что видят свою новую разработку как аналог китайского WeChat, а WeChat — это уже тот уровень, на котором каждый человек остаётся бессилен и одинок перед лицом цифрового государства, созданного в московских коворкингах. Дальше дело за малым — социальный рейтинг.

Всем, кто читает этот текст и разделяет наши ценности, ситуация итак понятна без моих комментариев; остальные будут не замечать проблему до самого конца, и мы им уже не поможем. Но нас, как либертарианцев — главных поборников человеческой свободы, должен интересовать вопрос: что делать?

Наша идеология строится на утверждении о том, что нынешнее поведение российского государства — базовая установка любого другого государства по умолчанию. Ни одно правительство не откажется от возможности залезть гражданам в карман и в душу; это просто противоречит его интересам как стационарного бандита. С этим согласуются всё более тревожные новости об интернет-законодательстве в других странах, которые прежде было принято относить к «свободному миру». Европейский Союз, Великобритания и даже некоторые ретивые политики из Республиканской партии США тоже заговорили о необходимости защиты детей руками спецслужб; и, конечно же, для этого нужно полностью разрушить приватность пользователя и анонимность любых высказываний — а это именно то, на чём сейчас держится свобода слова как таковая. В этом смысле либертарианцам даже повезло: мы точно знаем, зачем наше государство делает то, что делает; у нас уже выработался иммунитет к его увещеваниям и лжи — ничего другого от служивых людей услышать невозможно в принципе, разве что ещё угрозы, когда не работает всё остальное. И всё же: что делать человеку, для которого наличие прослушки в телефоне не просто бытовое неудобство и опасение за безопасность, но вопрос личных убеждений и принципов?

Во-первых, повышать компьютерную грамотность. Любые сайты и приложения, повышающие вашу конфиденциальность в сети — это база.

Если говорить более предметно: как обезопасить ребёнка в школе? Не поддавайтесь на уговоры; не существует никакой правовой базы, которая может заставить вас установить Макс или любое другое ПО на телефон вам или вашему ребёнку. Любые слова педагогов по этому поводу будут лишь пустым звуком и попыткой вас обмануть. Закон на вашей стороне: формально школы не только не имеют права заставлять учеников и родителей переходить в какое-либо приложение, но и обязаны обеспечивать доступ к информации для всех учащихся вне зависимости от наличия или отсутствия у них соответствующего ПО. Скорее всего они будут ссылаться на 156-ФЗ ; так вот в нём ни слова не сказано про обязанность кого-либо использовать так называемый «национальный мессенджер».

В случае если отвертеться не получится и вы не готовы идти на открытый конфликт, которого следует ожидать в описанной выше ситуации, самый разумный и безопасный лайфхак от школьников и их родителей: приобретайте ещё один подержанный телефон с возможностью использовать мессенджер на нём. Подержанные телефоны в последние недели стали пользоваться спросом на интернет-площадках именно по этой причине. Только постарайтесь, по возможности, засунуть его куда-нибудь подальше в своём доме и не использовать никакие личные аккаунты.

Возможно, такая принципиальность в вопросах использования мессенджера может показаться вам излишней. Возможно, вы считаете, что крупные компании, чьи продукты мы привыкли использовать в своей жизни, и так собирают о нас всевозможную информацию и запросто передают её властям. Но тем не менее просим серьёзно отнестись к тому, что происходит в России уже четвёртый месяц.

Мессенджер — это не просто усилия по созданию системы слежки за гражданами, это оптимизация и МАКСимизация этих усилий.

Реакция общества на эти действия государства — тот маркер, который определит, как далеко они будут готовы зайти дальше. Если вы опасаетесь лишних ушей в своём телефоне и скриншотов экрана, то вы не конспиролог — у ваших опасений есть основания. Пусть даже ваши знакомые и друзья вас не понимают и приводят свои аргументы — вы знаете об этой опасности, а значит, вы информированы, а значит, вооружены.

Саботируйте и не подчиняйтесь любым попыткам считать вас строкой кода на служебном компьютере; говорите об этом, предупредите детей. Все мы в опасности, и всё, что мы можем вам предложить — это либертарианскую бдительность.

Когда они тратят миллиарды рублей, чтобы внушить вам ложное чувство спокойствия, когда опровергают «фейки» и «слухи», они готовят почву для давления, которое обрушится на вас в государственных учреждениях — от школы до МФЦ. Не поддавайтесь и будьте бдительны.

Либертарианская партия продолжит бороться за свободу и независимость человека перед лицом государства, даже если всё, что в наших силах — это просто предупредить вас.

* мнение автора может не совпадать с официальной позицией партии