Использование санкций как инструмент давления на авторитарные и диктаторские режимы — излюбленная практика государств западного мира. Интуитивно понятно почему нужно поддерживать санкции против Северной Кореи — зачем давать доступ к ресурсам тирану, грезящему о ядерной бомбе?

Однако бомба у него уже давно есть, а значит пора наконец задаться вопросом — а разве это помогает? Не нужно лезть в академические учебники, чтобы увидеть — нет. Агрессивная политика Северной Кореи не сошла на нет, страна продолжает реализовывать ядерную программу, запускать ракеты и угрожать войной южному соседу. Не пора ли изменить подход?

Свободная торговля и снижение барьеров — это то, что необходимо для улучшения участи людей, находящихся под властью режима Ким Чен Ына. Отмена санкций — это единственный способ ослабить северокорейское государство и интегрировать его в международную систему безопасности.

С мира по санкции

В 2006 году против Северной Кореи впервые были введены санкции из-за проведения ядерных испытаний. Это были не ограничения отдельных государств, а сразу резолюция Совета Безопасности ООН, которая является обязательной для исполнения всеми членами организации. Изначально запреты были направлены на экспорт военной техники, но впоследствии список ограничений постепенно расширялся. Был создан целый комитет, который будет контролировать оформляющуюся международную изоляцию КНДР.

Сейчас Северная Корея является 4-й в мире по количеству наложенных на неё санкций. Их меньше, чем было наложено на Россию или Иран, однако количество «компенсируется» качеством. Как уже отмечено, эти ограничения должны исполняться всеми государствами, в отличие от большинства тех, которые наложены на Россию в одностороннем порядке. Также они введены не только против конкретных людей или бизнеса, а против страны в целом, фактически лишая её экономику возможности полноценно развиваться.

Для примера: санкции ООН запрещают государствам нанимать северокорейских рабочих, оказавшихся на их территории, запрещают северокорейским банкам действовать за рубежом, из КНДР полностью запрещается экспорт угля, железа, свинца, морепродуктов и ряда других товаров, запрещается создавать предприятия с участием капитала из Северной Кореи. Продолжать можно очень и очень долго.

Все эти ограничения введены с целью ограничить экономический потенциал страны, что должно было привести к сворачиванию ядерной программы. Но что мы видим спустя время? Благополучию страны был нанесён колоссальный урон, который лёг на плечи, в первую очередь, населения, страдающего от низкого уровня жизни. Что же до военных проектов, то они вполне спокойно функционируют. На это деньги у государства всегда найдутся.

Ограничения, должны были ударить по элитам, людям, причастным к ядерной программе и к установлению диктаторского режима. Однако в реальности мы видим, как они могут спокойно купаться в роскоши, обходя санкции за счёт неограниченных ресурсов, отобранных у населения.

Больше всего от санкций пострадали простые граждане Северной Кореи, которые были пущены государством в расход для обеспечения нужд элиты и военного комплекса. Фактически режим Кима получил в свои руки неограниченный инструментарий для давления на собственное населения, так как люди остались без каких-либо альтернатив, закрытые в изолированном от мира государстве. Санкции лишь законсервировали режим, лишили его внешних угроз и, к тому же, дали ему дополнительную легитимацию в глазах населения. Пропаганда легко и эффективно использует санкции для создания образа «осаждённой крепости», где все должны сплотиться вокруг лидера.

Вместе с государством нищает и общество, которое становится всё более зависимым от государственного обеспечения. Существующие в подобной системе люди даже при наличии желания не смогут самоорганизоваться для сопротивления, так как не имеют альтернативных способов к существованию. Любое проявление инакомыслия приведёт к увольнению с государственной службы и наложению массы неформальных ограничений, фактически ставящих крест на жизни человека.

Возможно, не все знают, но в Северной Корее было несколько попыток увеличения доли рынка в экономике. Наибольший прогресс произошёл при Ким Чен Ыне, который хотел повторить успехи Китая при Дэн Сяопине. Сегодня многие жители полулегально заняты в частном секторе. Однако зарождающийся частный сектор в значительной мере контролируется государством и постоянно находится под угрозой. Как отмечает профессор Андрей Ланьков попытки экономической либерализации разбивались о жесткие санкции, вводимые западными странами и все позитивные изменения откатывались назад.

Как изменить ситуацию?

Исправить удручающие положение северокорейцев можно постепенным снижением внешнего давления, отменой санкций и нормализацией экономического сотрудничества с КНДР. Ким Чен Ын уже показывал намерения внедрять рыночную экономику, так как он прекрасно отдаёт себе отчёт, что это является насущной необходимостью для выхода из кризиса и сохранения собственной власти. Развитие совместных предприятий, увеличение доли внешней торговли в экономике вынудит правительство КНДР пойти на либерализацию экономики для оптимизации процесса торговли. Внешние партнёры будут требовать прозрачных условий для ведения бизнеса, что будет ускорять внедрение рыночных элементов.

Очевидно, что на первых порах внешняя торговля будет строго контролироваться государством. Но постепенно это будет приводить к развитию частного сектора и, как следствие, к появлению среднего класса, менее зависимого от государства и склонного к изменениям. Общество банально сможет «встать на ноги», у людей появится возможность трудоустроиться вне государственной машины, её монополия ослабнет.

Интенсификация торговли приведёт не только к росту экономики, но и к культурному обмену. Иностранцы будут чаще приезжать в страну, взаимодействовать с населением, в общество будут просачиваться инновационные идеи, с которыми режиму Кима придётся считаться. Потенциально это едва ли приведёт к краху режима, но может привести к ослаблению государственного давления и трансформации методов управления.

В мире достаточно примеров того, как тоталитарные государства в результате свободной торговли и культурной открытости трансформировались в более свободные страны. Например, это Китай при Дэн Сяопине, современный Вьетнам, в котором следы коммунизма очень быстро улетучиваются. То же самое может произойти и с Северной Кореей.

Что же касается вопроса ядерного оружия и военной эскалации, то современная политика санкций ни коим образом не прекращает ядерную программу КНДР, испытания ею своих ракет и эскалации на отдельных участках границы с Южной Кореей. Выбор диалога вместо санкционного давления едва ли быстро изменит внешнеполитический курс страны, но поможет добиться стабильного диалога и предсказуемых действий на основе взаимных гарантий.

Свободная торговля и снятие ограничений не сделает из Северной Кореи рая на земле, она всё также останется репрессивным государством. Однако, это поможет вытащить население из ада, в котором оно сейчас находится.