Радикальный взгляд на либертарианство и право собственности
Что же касается научного жанра, то из дорогих моему сердцу работ по политической философии я бы остановился на «Этике свободы» Мюррея Ротбарда. Впервые увидевшая свет в 1982 году, она мгновенно стала ключевой работой либертарианской мысли.
Конечно, пересказывать работы философов — дело неблагодарное, но я все же отмечу несколько важных для меня идей, ведь эта книга помогает взглянуть на привычные категории общественных наук под другим углом, что особенно ценно для тех, кто профессионально занимается сферой должного, то есть для юристов.
Панегирик всему частному, последовательно и непротиворечиво демонстрирующий реализацию примата личности, ее свободы и автономии воли по отношению к любым социальным институтам, в том числе и к государству. Определяя свою генеалогию от Джона Локка и далее к бостонским индивидуалистам и Австрийской экономической школе, Ротбард призывает не отмахиваться от материальных вопросов, а честно взглянуть в лицо проблеме собственности.
Обычно смотрящий на собственность как на источник неравенства и сохранения иерархии, анархизм в прочтении Ротбарда использует собственность (которая может быть только частной и никакой другой) иначе — как необходимый институт для построения истинно свободного общества. Ему почти удается не впасть ни в одну из крайностей: вульгарное воспевание собственности как основания всего, с одной стороны, и пренебрежение «низменными» материальными сюжетами — с другой.
Таким образом, библия анархо-капитализма — «Этика свободы» — призывает радикально (и последовательно) переосмыслить привычные либеральные принципы свободы и собственности. Они есть две стороны одной медали. Свободу автор определяет «негативно» — как недопустимость вмешательства в дела личности со стороны других индивидов и групп, которая в конечном счете обосновывается естественным правом собственности (осуществление контроля и распоряжение ресурсами) на самого себя (принцип самопринадлежности) и продукты своего труда.
Из чего следует, что все права человека, по сути, являются разновидностью имущественных прав, а мир предстает для индивидуальных собственников площадкой добровольного обмена правомерно полученными ресурсами. Правомерно в данном случае означает благодаря таким действиям, когда каждый распоряжается только собой и своей собственностью и уважает соответствующий индивидуальный суверенитет другого.
Таким образом, единственной легитимной альтернативой государственно организованному обществу, с точки зрения Ротбарда, является система частных юрисдикций в условиях свободного рынка, в рамках которого правомерными являются абсолютно любые добровольные сделки. Нет исключений и для коллективных форм сосуществования — они тоже должны базироваться на принципе добровольности ассоциаций, то есть юридическом, а не метафорическом общественном контракте.
Полная версия статьи: https://schola.hse.ru/news/993493097.html