Через несколько дней вся Россия будет праздновать 79-ю годовщину со дня безоговорочной капитуляции нацистской Германии перед союзниками. Народы Советского Союза заплатили за это колоссальную цену — почти 27 миллионов человек, среди которых 20 миллионов приходится на потери среди мирного населения.

Для большинства стран постсоветского пространства этот праздник можно с уверенностью назвать связующим. Именно 9 мая каждого года люди, разделённые границами, культурами и часовыми поясами, поминают своих родственников, которые положили свои жизни в борьбе с вторгшимся агрессором, а также слушают рассказы ещё живых ветеранов, вспоминающих те страшные годы.

По суммарным данным, собранным со всех постсоветских стран, на начало 2024 года в живых осталось примерно 21 тысяча ветеранов, 12,5 тысяч из которых проживает на территории России. Конечно, против времени не пойдёшь, и с каждым годом число участников Великой Отечественной войны только уменьшается, однако государство даже сейчас старается выжить для себя максимальную выгоду из тех, кому пришлось рисковать своими жизнями.

По состоянию на 2020 год ветераны в России получают всего до 45,5 тысяч рублей социальных выплат, куда входят обычные пенсии, ежемесячные денежные выплаты в зависимости от статуса человека на время войны и «дополнительное материальное обеспечение». Как гордо заявляет на своём официальном сайте Министерство труда, «это почти в пять раз выше прожиточного минимума пенсионера». И это в стране, экономика которой, по словам президента, сейчас занимает пятое место в мире и первое место среди стран Европы.

Не стоит напоминать и о ежегодных Парадах Победы, бюджеты на которые растут из раза в раз. Так, по данным РБК, в 2017 году московские власти потратили 509 миллионов рублей на приготовления ко Дню Победы, из которых примерно 150 миллионов ушло только на перевозку солдат. В 2018 году общая сумма затрат оказалась ещё выше — 615 миллионов. А в 2020 году на юбилейные празднества был выделен беспрецедентный 1 миллиард рублей.

Если бы государство выделяло такие же средства на выплаты ветеранам, то Россия сейчас бы не находилась на последнем месте в списке европейских стран по размеру социальных выплат участникам Второй Мировой. Для сравнения: по состоянию на 2021 год пенсия ветерана в Великобритании составляла от 165 до 750 тысяч рублей, в США к государственной пенсии начислялась добавка в размере 90 тысяч рублей, а в Германии, стране, которая войну развязала и проиграла, ветераны получают от 116 тысяч рублей.

До начала специальной военной операции пропаганда негласно поддерживала ту часть населения, которая любила клеить на машины наклейки с призывами «можем повторить» и сооружала макеты ракет, которые должны были «лететь на Вашингтон». При этом на независимых каналах в YouTube и ТВ за пределами России можно увидеть интервью, которые периодически берут журналисты у прошедших войну — в них показана вполне обоснованная реакция ветеранов на подобного рода выходки.

Но теперь, когда СВО идёт уже больше двух лет, государственные пропагандисты позволяют себе на официальном телевидении грозить всему остальному миру чуть ли не тотальным ядерным уничтожением, предупреждая соседские и не очень страны не переступать «красные линии», меняющиеся у номенклатуры в зависимости от настроения. При этом сами пропагандисты не очень-то и спешат спрашивать мнение своих же граждан по этому вопросу и считают, что во имя «величия» и «суверенитета» последние готовы по первому зову отдать свои жизни в потенциальном ядерном Армагеддоне.

Ещё большего абсурда в преддверии к 9-му мая прибавляют акты репрессий за само слово «мир». Кажется очевидным, что день, названный в честь победы над захватчиком, символизирует в первую очередь ничто иное, как приход мира и спокойствия. Но даже на этот счёт государство имеет другую точку зрения. За критику действий и приказов номенклатуры теперь дают сроки, которые мало кто получал даже за совершение тяжёлых преступлений.

Однако настоящие граждане России, гражданское общество — всегда будут помнить, что День победы, который наши предки приближали ценой собственной крови, нужен не для порчи отношений со всем миром и культивации токсичной атмосферы «победобесия», а для напоминания самим себе и другим того факта, что война никогда не меняется.

Что разрушенные здания можно отстроить заново, но потерянные человеческие жизни уже никогда не вернуть. Что отношения со своими соседями можно восстановить сквозь время, но память о трагедии никогда не сотрётся. И что тяжёлые времена всегда заканчиваются, а на смену им приходит время мира и процветания.

* мнение автора может не совпадать с официальной позицией партии