«Государству-то пофиг» — как Оренбуржье переживает наводнение
Весенние паводки накрыли уже 33 региона страны, и далеко не о каждом «утонувшем» городе стало известно так же, как об Орске, а государственные СМИ обделили вниманием даже столицу региона — Оренбург. Поэтому я сама поехала туда, чтобы пообщаться с местными жителями и рассказать вам об эталонном примере либертарианской самоорганизации.
Первое место, куда я отправилась по приезде, было набережной реки Урал — виновницы наводнения. Под воду ушли результаты шестилетнего благоустройства самой набережной: с 2017 года на это был выделен почти миллиард рублей. Работы в большей степени были окончены. Сейчас из под воды виднеются только верхушки тренажёров, фонарей и беседок. Проход вниз по лестницам перекрыт и охраняется МЧС.
Дома внизу покосились, часть построек была разрушена и унесена течением. У одного из пострадавших домов мной был встречен первый собеседник, местный старожил:
Крупные наводнения в Оренбурге в самом деле случались многократно: в 1922, 1942, 1957, 1993. Под воду уходили те же самые низинные участки. Срывало плотины. В 1942 году восстановление жилых построек и новое строительство запретили в Овчинном городке, Подмаячном, Форштадте, Зауральной части города.
В этом году названные микрорайоны (кроме Форштадта) и новые, вытянувшиеся вдоль реки, ушли под воду.
Но не везде стихия застала людей врасплох. Следующей точкой моего маршрута стал уже известный многим посёлок Перовский, жители которого самостоятельно соорудили дамбу, которая спасла их жильё от затопления.
На подходе к самодельной дамбе до сих пор стояла техника. Рядом с насыпью — холмы запасной земли, на дороге — хорошо укатанные кочки. Как сказали местные жители, это места, где вода начала подниматься из под земли ещё в ночь на 5 апреля. Им пришлось засыпать такие участки из опасения, что дамбу размоет снизу.
Однако жителям Перовского пришлось столкнуться не только со стихией, но и недовольством среди жителей соседних деревень, также оказавшихся под угрозой затопления.
После произошедшего инцидента жители Перовского выставили вокруг постройки круглосуточную охрану с дежурствами по 2 часа. Были и безуспешные попытки объяснить, что, согласно расчётам, с учётом площади поверхности затопления разница в уровне воды составит ничтожные миллиметры. В ответ на это паникующие соседи вызвали полицию и МЧС с требованием разрушить дамбу. Но те вмешиваться не стали.
Сейчас в Приуралье организовали штаб по устранению последствий паводка. Пережившие трагедию люди наконец смогли немного выдохнуть и целыми днями занимаются разбором завалов и сушкой вещей там, где вода отступила.
Те же, чей дом ещё затоплен, вынуждены снимать квартиры и ждут хотя бы обещанных выплат. До 100 тысяч — на нужды первой необходимости, и до 7 тысяч — на квадратный метр ремонта. Пока что неизвестно как будут рассчитывать размер компенсаций, и люди относятся к этому с некоторым недоверием.
Перовцы же по праву горды собой: «Надеемся, что это послужит примером тем, кто живет ниже по течению!»
В Оренбурге это не единственная подобная история. 12 апреля мэр города Сергей Салмин призвал жителей 23 микрорайона эвакуироваться. Но нашлась инициативная девушка, которая сумела собрать контакты соседей, средства на строительства насыпи и даже частично привлечь администрацию города.
К сожалению, я не смогла получить её контактов. «Вам в Москве работу потерять не страшно, а здесь не так, пропадёшь», — печальная фраза, которая преследовала меня всю поездку и которой местные объясняют свою крайнюю осторожность в словах.
Но остаются и тысячи тех, кто не смог спасти жильё. Они оказались вынуждены ютится в хостелах целыми семьями или обращаться в пункты временного размещения (ПВР).
Одни, в многоэтажках без света и газа или на крышах домов, ждали спада уровня воды или вызывали МЧС. Другие бежали в чём были с быстро затопляемых участков. У многих людей осталось только то, что на них надето. В ПВР они приходят в развалившейся обуви, истрепавшейся бессменной одежде. Некоторые стараются как можно скорее вернуться назад, чтобы хоть что-то спасти из дома, достать домашних животных, надеясь, что те целы.
Сейчас людей принимают пункты по адресам:
ул. Пикетная, 63 (лицей № 9)
ул. Заводская, 34 (ДК «Орбита»)
По этим же адресам можно отправить гуманитарную помощь пострадавшим. ПВР пока что не принимают деньги, но им очень нужны:
одноразовая посуда
полотенца
обувь и одежда
запечатанная еда
Это немного стоит, оправить посылку не сложно. И ваше маленькое доброе дело сделает комфортнее ещё один день человека, оказавшегося без дома из-за чужой халатности.