Рэп и либертарианство — интервью с новым пресс-секретарём ЛПР Виктором СД
На прошлой неделе пресс-секретарём Либертарианской партии России стал культовый хип-хоп исполнитель, известный под псевдонимом СД (настоящее имя — Виктор Гевиксман). Мы решили узнать у новоизбранного руководителя пресс-службы, почему его заинтересовала политика, и какие настроения царят в музыкальной индустрии в столь непростое для русской культуры время.
Занимался ли ты политикой до вступления в ЛПР?
У меня достаточно много песен с антипутинскими высказываниями, написанных за последние 15 лет. Я ходил на многие митинги в Москве. Даже вот такая фотокарточка имеется, откуда-то из прошлой жизни.
Как давно ты состоишь в ЛПР и почему решил вступить?
Подал заявку в декабре 2021-го, стал членом в 2022-м. Либертарианские взгляды мне были близки всегда. Плюс, огромное количество приятных и великолепных людей объединены в партии.
Знают ли твои коллеги по музыкальному цеху о твоей политической позиции?
Знают, да. Некоторые из них даже разделяют мои взгляды, но не до конца их для себя сформулировали.
Как в целом в рэп-среде относятся к политике? Не боятся ли лишний раз её затрагивать в творчестве?
Не каждому артисту свойственно в песнях говорить на серьёзные темы. От исполнителя, который поёт всю жизнь про любовь, очень сложно ожидать каких-то политических заявлений. Вообще, среди моих ровесников, кто застал начало 2000-х годов в сознательном возрасте, популярны строки «Политика — клоака, депутаты — паралитики» из песни Лигалайза (настоящее имя — Андрей Меньшиков).
Конечно, тенденции меняются. Когда артист закрывает свои базовые потребности, он хочет изменить мир вокруг себя к лучшему. Но в сегодняшней политической ситуации, когда президент и его окружение блокируют любые инициативы, многие деятели искусства пришли к выводу, что это невозможно.
Также не стоит забывать, что есть плеяда артистов, которые на протяжении всей карьеры зарабатывали деньги вместе с мэрией Москвы и властями других регионов, проводя там корпоративы, дни города, и считают, что нынешнее положение России — это буквально их способ стабильно зарабатывать деньги. Поэтому они молчат или открыто поддерживают государство, набивая свой кошелёк.
Среди рэперов нет осуждения по отношению к тем, кто не брезгует выполнить «госзаказ» особенно в нынешнее время?
Безусловно, есть и в личном общении, и в публичном поле, мягко скажем, недоумение. Если это и раньше считалось, «зашкваром», то сейчас такое попутничество ставит крест на «трушности». Мне в принципе не понятно, как рэпер может поддерживать власть и угнетение простого человека. У многих в голове это не сходится.
Рэп ещё «со времён динозавров» был скорее социальным, а не музыкальным явлением. Многие западные артисты, как и отечественные, собственно, стали популярными исключительно благодаря вниманию к социальным вопросам.
Что ты думаешь про недавно возникшую традицию среди музыкантов приходить «на поклон» к главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной?
Я до сих пор с трудом понимаю, что это за лига и почему вообще какая-то дочка сенатора занимается модерированием репа. Очевидно, что самим музыкантам просто угрожают, они приходят каяться. Люди напуганы, им кажется, что это решение проблем, пусть и придуманных какой-то лигой. Сама ситуация мерзкая.
Среди твоих знакомых музыкантов много тех, кто за последнее время попадал под репрессии?
Noize MC (настоящее имя — Иван Алексеев)* уехал из страны, его концертам мешали и запрещали, добавляли во всяческие «стоп-листы». На наше творческое объединение «Антихайп» (также входят музыканты Слава КПСС, Замай, Lida, Booker) регулярно писали доносы.
Была ли какая-то реакция со стороны твоих фанатов после удаления «неугодных» треков?
К сожалению, большинство моих слушателей из «Яндекса» и «ВК» так и не узнало о существовании этих песен. А обладатели подписок на иностранные платформы не узнали об этом запрете. Но в целом, думаю, сложился некий консенсус, мол «значит так и надо, надо понимать».
Как ты считаешь, должен ли артист затрагивать в своём творчестве политику? Не нагружает ли это слушателя, которому и так её в жизни как будто достаточно?
Я не думаю, что артист в принципе кому-то что-то «должен». Если это затрагивание уместно в общем контексте творчества, и не будет выглядеть нелепо на фоне всего остального, то почему бы и нет, это, скорее, хорошо. А нагрузит это слушателя или нет —вопрос к слушателю. Он сам сможет отсеять то, что ему не нравится.
Правильно ли я понимаю, что ты сейчас находишься за границей?
Да, с 2021 года проживаю в Италии
Почему решил эмигрировать?
Да много причин, на самом деле. Хотелось бы, конечно, чтобы этих причин никогда не было. Уверен, что если к кому то, публично выступающему против правительства РФ ещё не пришли — это недосмотр и вопрос времени. Я решил не ждать.
Повлиял ли переезд на твоё творчество? На восприятие того, что происходит в России?
Скорее, нет. Тем не менее приходится признать, что всё происходящее в стране, доходит до меня либо через новости, либо в рассказах моих друзей. Всё становится трагичнее, но это и так было ожидаемо.
Что ты думаешь насчёт публичных раскаяний за преступления режима со стороны некоторых артистов, вроде, того, что было в прошлом году у Фейса (настоящее имя — Иван Дрёмин)* на концерте в Тбилиси?
Если Ване Фэйсу хочется оправдываться за то, к чему он отношения не имеет — пожалуйста, пусть кайфует. Лично мне такое не близко.
Продвигаешь ли ты либертарианские идеи через свою музыку?
Скорее, да. В последнем альбоме есть песня, начинающаяся со слов «Любое государство — враг».
Как ты думаешь, насколько считывается этот месседж аудиторией?
Хороший вопрос. Эту песню российская цензура пропустила, и, судя по всему, она одна из самых популярных с альбома. Будем надеяться, что это отложится в умах.
Большое спасибо за твои ответы. Желаем удачи на новом посту!
*считаются российскими властями «иноагентами»