На прошлой неделе пресс-секретарём Либертарианской партии России стал культовый хип-хоп исполнитель, известный под псевдонимом СД (настоящее имя — Виктор Гевиксман). Мы решили узнать у новоизбранного руководителя пресс-службы, почему его заинтересовала политика, и какие настроения царят в музыкальной индустрии в столь непростое для русской культуры время.

Занимался ли ты политикой до вступления в ЛПР?

У меня достаточно много песен с антипутинскими высказываниями, написанных за последние 15 лет. Я ходил на многие митинги в Москве. Даже вот такая фотокарточка имеется, откуда-то из прошлой жизни.

Слева — Виктор СД. Справа — рэпер Dime из группы Nonamerz (настоящее имя — Дмитрий Нечаев)

Как давно ты состоишь в ЛПР и почему решил вступить?

Подал заявку в декабре 2021-го, стал членом в 2022-м. Либертарианские взгляды мне были близки всегда. Плюс, огромное количество приятных и великолепных людей объединены в партии.

Знают ли твои коллеги по музыкальному цеху о твоей политической позиции?

Знают, да. Некоторые из них даже разделяют мои взгляды, но не до конца их для себя сформулировали.

Ничего более логичного для человека, чем либертарианство, быть не может. Особенно для артистов, которых прямо сейчас терроризирует государство.

Как в целом в рэп-среде относятся к политике? Не боятся ли лишний раз её затрагивать в творчестве?

Не каждому артисту свойственно в песнях говорить на серьёзные темы. От исполнителя, который поёт всю жизнь про любовь, очень сложно ожидать каких-то политических заявлений. Вообще, среди моих ровесников, кто застал начало 2000-х годов в сознательном возрасте, популярны строки «Политика — клоака, депутаты — паралитики» из песни Лигалайза (настоящее имя — Андрей Меньшиков).

Конечно, тенденции меняются. Когда артист закрывает свои базовые потребности, он хочет изменить мир вокруг себя к лучшему. Но в сегодняшней политической ситуации, когда президент и его окружение блокируют любые инициативы, многие деятели искусства пришли к выводу, что это невозможно.

Также не стоит забывать, что есть плеяда артистов, которые на протяжении всей карьеры зарабатывали деньги вместе с мэрией Москвы и властями других регионов, проводя там корпоративы, дни города, и считают, что нынешнее положение России — это буквально их способ стабильно зарабатывать деньги. Поэтому они молчат или открыто поддерживают государство, набивая свой кошелёк.

Как показала практика, артисты, которые не боятся говорить в открытую о происходящем, критикуют власть, больше не живут в России. Что в рэп-среде, что в рок- и так далее.

Среди рэперов нет осуждения по отношению к тем, кто не брезгует выполнить «госзаказ» особенно в нынешнее время?

Безусловно, есть и в личном общении, и в публичном поле, мягко скажем, недоумение. Если это и раньше считалось, «зашкваром», то сейчас такое попутничество ставит крест на «трушности». Мне в принципе не понятно, как рэпер может поддерживать власть и угнетение простого человека. У многих в голове это не сходится.

Рэп ещё «со времён динозавров» был скорее социальным, а не музыкальным явлением. Многие западные артисты, как и отечественные, собственно, стали популярными исключительно благодаря вниманию к социальным вопросам.

Что ты думаешь про недавно возникшую традицию среди музыкантов приходить «на поклон» к главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной?

Я до сих пор с трудом понимаю, что это за лига и почему вообще какая-то дочка сенатора занимается модерированием репа. Очевидно, что самим музыкантам просто угрожают, они приходят каяться. Люди напуганы, им кажется, что это решение проблем, пусть и придуманных какой-то лигой. Сама ситуация мерзкая.

Среди твоих знакомых музыкантов много тех, кто за последнее время попадал под репрессии?

Noize MC (настоящее имя — Иван Алексеев)* уехал из страны, его концертам мешали и запрещали, добавляли во всяческие «стоп-листы». На наше творческое объединение «Антихайп» (также входят музыканты Слава КПСС, Замай, Lida, Booker) регулярно писали доносы.

У меня есть несколько песен, которые изъяли из «ВКонтакте» по требованию неких государственных органов. Буквально недавно моему дистрибьютору угрожали проблемами, если мой новый альбом будет издан в России целиком. В итоге из 12 песен на российских площадках остались лишь 7. Это систематическая проблема, которая рано или поздно коснётся каждого музыканта, вопрос лишь времени.

Была ли какая-то реакция со стороны твоих фанатов после удаления «неугодных» треков?

К сожалению, большинство моих слушателей из «Яндекса» и «ВК» так и не узнало о существовании этих песен. А обладатели подписок на иностранные платформы не узнали об этом запрете. Но в целом, думаю, сложился некий консенсус, мол «значит так и надо, надо понимать».

Как ты считаешь, должен ли артист затрагивать в своём творчестве политику? Не нагружает ли это слушателя, которому и так её в жизни как будто достаточно?

Я не думаю, что артист в принципе кому-то что-то «должен». Если это затрагивание уместно в общем контексте творчества, и не будет выглядеть нелепо на фоне всего остального, то почему бы и нет, это, скорее, хорошо. А нагрузит это слушателя или нет —вопрос к слушателю. Он сам сможет отсеять то, что ему не нравится.

Правильно ли я понимаю, что ты сейчас находишься за границей?

Да, с 2021 года проживаю в Италии

Почему решил эмигрировать?

Да много причин, на самом деле. Хотелось бы, конечно, чтобы этих причин никогда не было. Уверен, что если к кому то, публично выступающему против правительства РФ ещё не пришли — это недосмотр и вопрос времени. Я решил не ждать.

Повлиял ли переезд на твоё творчество? На восприятие того, что происходит в России?

Скорее, нет. Тем не менее приходится признать, что всё происходящее в стране, доходит до меня либо через новости, либо в рассказах моих друзей. Всё становится трагичнее, но это и так было ожидаемо.

Что ты думаешь насчёт публичных раскаяний за преступления режима со стороны некоторых артистов, вроде, того, что было в прошлом году у Фейса (настоящее имя — Иван Дрёмин)* на концерте в Тбилиси?

Если Ване Фэйсу хочется оправдываться за то, к чему он отношения не имеет — пожалуйста, пусть кайфует. Лично мне такое не близко.

За преступления должны оправдываться преступники, а не жертвы.

Продвигаешь ли ты либертарианские идеи через свою музыку?

Скорее, да. В последнем альбоме есть песня, начинающаяся со слов «Любое государство — враг».

Как ты думаешь, насколько считывается этот месседж аудиторией?

Хороший вопрос. Эту песню российская цензура пропустила, и, судя по всему, она одна из самых популярных с альбома. Будем надеяться, что это отложится в умах.

Большое спасибо за твои ответы. Желаем удачи на новом посту!

*считаются российскими властями «иноагентами»