Автор: Член Нижегородского отделения ЛПР, автор канала YOLO-FLOP

Предисловие

Данная статья представляет собой «ликбез» для тех, кто слабо погружён в ближневосточный контекст и плохо понимает, чем спровоцировано недавно возобновившееся кровопролитие между Израилем и Палестиной. Я постараюсь кратко пересказать цепочку событий, которые привели к сегодняшней непрекращающейся войне. В конце материала я представлю сугубо личную оценку конфликта, которая может не совпадать с вашей.

Введение

Прежде всего стоит прояснить, что в конфликте между иудеями и мусульманами гораздо меньше религиозного, чем может показаться со стороны. Израиль — плод не иудаизма, а сионизма. Первое — калейдоскоп религиозных убеждений. Второе — секулярный плод идей европейского романтического национализма, возникший как реакция на ущемление прав евреев в Восточной Европе. Более того, с точки зрения немалой части иудейских течений, возвращение в Святую Землю является богохульством и страшным преступлением. Дарование земли Богом отцы-основатели Израиля использовали не как религиозный, а как национальный миф в чисто европейском смысле этого слова. Точно так же российские власти используют миф о сплочении Руси Дмитрием Донским или Александром Невским, чтобы обосновать свою политику по отношению к Украине и «коллективному Западу».

Поэтому ошибочно считать, что набирающие обороты антиизраильские настроения среди евреев — это исключительно инициатива левой молодёжи. Религиозные ортодоксальные иудеи в массе своей также протестуют против Израиля на улицах европейских и американских городов.

Piece never was an option

В годы Первой мировой войны легендарный британский офицер Томас Эдвард Лоуренс отправился в аравийскую пустыню поднимать на бунт арабов. При этом у последних были существенные причины для недовольства: прошедшая Младотурецкая революция 1908 года вылилась в пантюркизм и притеснение других народностей Османской империи. В конце концов арабские вожди во главе с шерифом Мекки Хусейном ибн Али аль-Хашими восстали против Высокой Порты. Антанта же обещала создать на освобождённых землях единое арабское королевство. Верховным правителем этого обновлённого «Арабского Халифата» должен был стать сам шериф.

По итогам Первой мировой, которая уничтожила четыре империи, в том числе и турецкую, на ближнем востоке образовался вакуум власти. Вдохновлённый аль-Хашими в соответствии с договором объявил себя арабским королём и ждал признания от великих держав. Однако в высоких кабинетах Европы никто не собирался всерьёз воспринимать заявления далёкого туземного феодала. К тому же британцы обещали выделить землю для создания государства в Палестине не только арабам, но и евреям.

На протяжении всей истории рассеяния среди евреев была популярна идея о возрождении еврейского государства, и Палестина была далеко не единственным вариантом. Например, в США был основан город Арарат, который мог бы стать домом всех евреев, и где до сих пор не действуют федеральные законы. Кроме того, предлагалось передать евреям Уганду или Мадагаскар. Не забудем и о проекте под гордым названием «Советская Еврейская Автономная Область», где евреев сейчас живёт около 0,6% от всего населения субъекта.

Лишь с началом XX века вслед за европейскими национальными течениями оформилось и движение сионистов-ревизионистов, под давлением которого выбор в конечном счёте пал на Палестину. Правда, нужно сказать, что евреи всегда жили на Ближнем Востоке в собственных поселениях, хотя и были этническим меньшинством.

После оккупации региона Британской империей, лорду Ротшильду, который на тот момент был главой еврейской общины, передали декларацию Бальфура, провозглашавшую создание «еврейского национального очага в Палестине». Предприимчивые сионисты стали выкупать землю у богатых арабских землевладельцев, давно не живущих на родине. Однако на купленных участках много поколений подряд обитали арабские арендаторы феллахи, которых начали насильно сгонять новые собственники.

Так земельный вопрос спровоцировал прямое противостояние новых еврейских хозяев с коренным арабским населением. В 1936 году на почве земельного конфликта вспыхивает трёхлетнее арабское восстание, подтолкнувшее Британию создать Палестинское государство по примеру Египта и Сирии. Но с началом Второй мировой план был задвинут в долгий ящик.

После войны в стенах недавно созданной Организации объединённых наций был разработан план разделения Палестины на два государства — одно для евреев, другое для арабов. Границы примерно соответствовали этнической карте, а смешанный по составу населения Иерусалим оставался нейтральной зоной. Евреи согласились с таким разделением, но арабы были категорически против, ведь для них это выглядело, как узаконенная экспроприация. Помимо этого, арабы чувствовали себя в положении сильного — их было больше, их поддерживали все соседние арабские государства с полноценными вооружёнными силами.

Утверждение плана ООН в ноябре 1947 года стало рубиконом. Генсек Лиги арабских государств Аззам-Паша заявил: «… это будет война на уничтожение, молниеносная бойня, о которой будут вспоминать так же, как о резне монголов или о крестовых походах». Он оказался абсолютно прав, на следующий день после принятия резолюции началась резня. Вялотекущие стычки переросли в полномасштабные боевые действия иррегулярных сил, во время которых все участники проявляли крайнюю жестокость.

С тех пор мирного решения быть уже не могло — мешали реки пролитой крови. Обе стороны обвиняли друг друга в этнических чистках. С обеих сторон действовали террористические радикальные вооружённые формирования. Британцы запрещали создавать лагеря военнопленных, поэтому от нонкомбатантов просто избавлялись. Голос лидеров, которые пытались взывать к гуманизму, был едва слышен за рокотом автоматических винтовок.

Несмотря на изначальное подавляющее превосходство в технике и мобилизационном потенциале (к началу 1948-го против 75-тысячной армии арабской коалиции произраильские формирования имели в своём распоряжении всего 15-25 тысяч человек; два танка, один из которых не стрелял; артиллерию времён Первой мировой; и гражданские грузовики, вручную обшитые металлическими листами), пять арабских государств и палестинское ополчение не смогли уничтожить самопровозглашённый Израиль. Главным образом из-за потрясающей еврейской организации, приобретённой в годы Второй мировой, выстроенных институтов и международной поддержке как со стороны капиталистических стран Запада, так и со стороны Советского Союза, которая позволила молодому государству в кратчайшие сроки вооружиться и ощетиниться.

Итогом войны стало утверждение Израиля и создание Палестинского арабского государства на территории, которую арабам всё же удалось сохранить. Ещё одним итогом стала гуманитарная катастрофа и выселение 600-900 тысяч арабов из их домов. Одновременно с этим в арабских странах начались массовые еврейские погромы, вследствие чего в Израиль прибыло 700-800 тысяч беженцев, что полностью изменило этнический ландшафт местности.

Поражение радикализовало местное арабское население. Борьба с повстанцами и террористами, а также открыто-этнический характер израильского государства, придали его спецслужбам и внутренним войскам безжалостный характер. Проводившиеся масштабные антитеррористические мероприятия израильской полиции дополнительно подливали масла в огонь. К числу наиболее возмутительных стоит отнести неоднократные операции, проводимые в мечети Аль-Акса — третьей по значимости мусульманской святыне, в которую силовики врывалась прямо во время намаза в поисках террористов.

Последующие восемь войн с арабскими государствами лишь упрочили положение Израиля, израильская армия оккупировала всё новые территории, а проблема антагонизации арабов никуда не девалась. Спустя более чем полвека продолжающегося палестинского конфликта, ситуация в регионе остаётся крайне напряжённой.

На востоке находится так называемый «Западный берег» (West Bank), территория на берегу Иордана, которая формально находится под контролем Палестинского государства. Там на бумаге есть и правительство, и свой президент. Но на деле политического веса у них мало, чем активно пользуется консервативное правительство Израиля, организуя на формально независимых территориях еврейские поселения, провоцируя тем самым новые конфликты.

На западе же находится печально известный Сектор Газа. Формально это часть Палестины, де-факто контролируемый террористической группировкой ХАМАС, которое одержала победу на последних выборах в 2006 году. Судя по всему, изначально организация была создана израильскими спецслужбами для противодействия радикалам и их разделения. Но довольно быстро ХАМАС стал действовать самостоятельно при поддержке ливанской Хезбаллы и Ирана.

Предыдущее правительство Израиля пыталось мирно урегулировать конфликт в Газе и уступило арабам землю, в одностороннем порядке выведя из Газы войска и эвакуировав еврейские поселения. К сожалению, это не помогло. Террористы продолжили обстреливать территории Израиля, в том числе и с оставленных ЦАХАЛ земель.

7 октября 2023 года ХАМАС совершил неожиданное нападение на Израиль. Осуществляя жестокие расправы, террористы убили около 1400 человек и захватили около 250 пленных. По всей видимости, цель новой «антифады» состояла именно в захвате заложников. Их террористы намеревались обменять на палестинских заключённых, что породило эффект кобры — израильтяне стали специально арестовывать больше палестинцев, чтобы иметь больше «валюты» для обмена. Яхья Синвар, который ныне является лидером ХАМАС, был освобождён как раз через один из таких обменов.

Хотя об истинных мотивах террористов можно только догадываться, а массовые убийства гражданских во имя достижения политических целей неприемлемы, фундаментально арабы правы в стремлении вернуть дом, из которого их предки были насильственно выселены. В то же время попытка восстановления исторической или геополитической справедливости это пусть в бездну. Любые границы менялись огромное количество раз и единственный шанс на мир — это не концентрироваться на восстановлении справедливости, но пытаться сохранить жизни людей.

Нет никакого смысла силой оружия возвращать землю, если в результате под угрозой оказывается благосостояние ныне живущих. Путь к процветанию лежит в организации сильной экономики, решении социальных проблем и интенсивном развитии, а не в священных войнах. Тем более, что в войне в конечном итоге оказывается виноват тот, кто первый спустил курок.

Что касается Израиля, то у него есть полное право обороняться от нападок террористов. Впрочем, это не может служить оправдаем гибели мирного населения, которое ХАМАС превратил в своих заложников. На Израиль стоит давить и требовать сокращать жертвы, но невозможно отказать в праве на самозащиту. Даже если конфликт изначально спровоцирован грехами их предшественников.